ПЛАН СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОГОРНСКОГО СЕЛЬСОВЕТА НА 2018-2020 ГОДЫ
от 19.12.2017
Утвержден:Решением 29 сессии от 19.12.2017 г Совета депутатов Согорнского сельсовета Доволенского района |
НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ
ДОВОЛЕНСКИЙ РАЙОН
СОГОРНСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ
ПЛАН
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОГОРНСКОГО
СЕЛЬСОВЕТА НА 2018-2020 ГОДЫ
2017 гс. Согорное
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
1. Географическое положение и описание Согорнского сельсовета Доволенского района Новосибирской области.
2. Социально-экономические проблемы Согорнского сельсовета Доволенского района Новосибирской области.
3.Стратегияи анализ развития и возможности Согорнского сельсовета.
3.1.Анализ развития на территории поселения сельскохозяйственного производства.
3.2.Анализ развития на территории поселения строительной отрасли.
3.3.Анализ развития жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства территории.
3.4. Анализ развития потребительского рынка поселения.
3.5.Анализ развития малого бизнеса на территории поселения.
3.6.Анализ развития правоохранительной деятельности на территории поселения.
3.7. Анализ развития здравоохранения на территории поселения.
3.8. Анализ демографического развития поселения.
3.9. Анализ развития культуры на территории поселения.
3.10. Анализ развития образования на территории поселения.
3.11.Анализ развития физической культуры и спорта на территории поселения.
3.12.Анализ развития молодёжной политики на территории поселения.
3.13.Анализ окружающей среды и природопользования на территории поселения.
3.14.Анализ транспортной инфраструктуры поселения.
3.15.Анализ развития трудовых ресурсов поселения.
Принципы муниципальной политики.
4. Миссия и цели социально-экономического развития Согорнского сельсовета Доволенского района Новосибирской области.
5. Приоритеты развития Согорнского сельсовета.
6. Этапы реализации плана.
7. Механизмы реализации плана.
Введение
План развития Согорнского сельсовета на период 2018- 2020 года (далее – план) содержит чёткое представление о целях, ресурсах, потенциале и об основных направлениях социально-экономического развития поселения на дальнесрочную перспективу и основывается на следующих положениях:
- социальная ориентация, определяющая главной целью плана повышение уровня и качества жизни населения ;
- устойчивое развитие Согорнского сельсовета как необходимая система динамики социально-экономических процессов, их сбалансированность и экологическая безопасность (в широком смысле этого понятия);
- взаимодействие с государственными, корпоративными организациями, предприятиями при решении плановых проблем экономического, социального и территориального развития.
В период разграничения полномочий между уровнями власти и реформирования межбюджетных отношений в соответствии с федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопросы развития территории сельского поселения становятся особенно актуальными.
Сегодня многое в решении местных социально-экономических проблем зависит непосредственно от органа местного самоуправления, который при условии отказа от иждивенческих настроений, развитии собственной инициативы и предприимчивости в состоянии добиться динамичных положительных результатов. Важнейшее место в процессе всех преобразований должно по праву занять планирование сельского поселения, с помощью которого будет реализована главная цель – достижение стабильности экономического развития.
Увеличение числа видов деятельности и, следовательно, расширение налогооблагаемой базы сельского поселения и района в целом, способствует динамичному развитию экономики. Создание дополнительных рабочих мест способствует активизации движения денежного оборота на территории поселения, повышению благосостояния жителей.
1. Социально-экономическое и географическое положение Согорнского сельсовета
Территория поселения общей площадью34421,8 гарасположена в пределах Доволенского района на расстоянии45 кмот районного центра, в 250 кмот областного центра г. Новосибирска, до ближайшей железнодорожной станции Половинное -117 км. На территории Согорнского сельсовета расположено два населенных пункта: с. Согорное и п. Брянский.
42% территории занято сельхозугодиями (14469,8 га), 50,6% занимает природная зона (17425,5 га), остальная территория2526,5 га(7,4%) находится под постройками, водными и прочими объектами.
Численность населения Согорнского сельсовета на 01.01.2017 г. составляет – 1008 человек, 888 – с. Согорное, 120 – п. Брянский, умерло за 2016 год -19 человек, родилось - 3 чел.(На 01.01.2016 г -1027 чел.). из них пенсионеров – 376 человек, трудоспособного населения – 468, работающих на территории МО -126. За пределами территории -141, биржа – 21 человек, дети – 164, ветеранов труда – 115, инвалидов труда -127 человек, тружеников тыла – 26. Личных подсобных хозяйств – 480, КРС – 647 голов, овцы – 157 голов, лошади – 44, птица – 2650 голов. В последние годы прослеживается тенденция к снижению поголовья скота и птицы. Причины этому низкие закупочные цены и уменьшение спроса на с/х продукцию, производимую в личных подворьях, удорожание кормов, уменьшение количества трудоспособного и заинтересованного населения.
На территории Согорнского сельсовета работают две школы Согорнская СОШ и Брянская ООШ. В Согорнской СОШ в 2017 году обучается - 60 человек, в Брянской ООШ – 15 человек. Современный педагогический коллектив насчитывает - 22 педагога, которые аттестованы по высшей и 1- категории. Некоторые учителя имеют ведомственные награды и звания. Большое внимание в процессе обучения учащихся школ уделяется трудовому воспитанию детей. Работают один детский садик, численность воспитанников составляет 21 человек
На территории Согорнского сельсовета имеется два фельдшерско-акушерских пункта.
Проводится активная работа по развитию малого предпринимательства в сельском поселении.
Сегодня именно малый бизнес в преддверии возможных осложнений на рынке труда может быстро создать новые рабочие места.
На территории сельского поселения работает - 6 продуктовых магазинов и 2 магазина промышленных товаров, за минувший год закрыто 2 магазина.
Вместе с тем, происходит и развитие сельскохозяйственного производства, представителем которого является обособленное предприятие «Согорнское» Кудряшовского холдинга, специализирующееся на выращивание зерновых культур по новейшим технологиям.
Крупных промышленных предприятий нет. Ведущей отраслью экономики сельского поселения, является сельское хозяйство. Однако отсутствие отрасли животноводства негативно сказывается на наличии рабочих мест на территории поселения, в связи с чем происходит отток трудоспособного населения.
В условиях существующей тенденций, наметившихся с оттоком населения, развитие малого бизнеса так же идет к снижению.
Краткий анализ свидетельствует о не достаточном рабочем потенциале на территории Согорнского сельсовета, из - за чего в ближайшие годы возникнут трудности по некоторым видам профессий.
1.1. Производственная сфера.
Производственную сферу МО представляет АО «Кудряшовское», занимающихся сельскохозяйственным производством (выращивание зерновых культур) с применением новейших технологий возделывания земель. В 2017 году было посеяно 6738га. Зерновых. Намолочено - 261950 ц. Урожайность составила 38,8 ц/га. Обработано паров –2143 га. Поднято зяби –5498 га. На 2018год планируется посеять –9071 га. Обработать паров – 1271га. Вспахать зяби-7800 га. Число личных подсобных хозяйств - 480
Наблюдается снижение поголовья КРС в личных подсобных хозяйствах на 01.01.2017 г. количество КРС составило -647 г. Это связано с удорожанием цен на корма (зерно, комбикорм, сено). Низкими ценами на продукцию, производимую в ЛПХ, уменьшением числа трудоспособного и заинтересованного населения. Новая техника не приобретается.
1.2. Транспорт и связь
Протяженность автомобильных дорог на территории муниципального образования составляет 21,6 км, в т.ч. 7,5 км - с твердым покрытием.
Транспортное сообщение осуществляется автобусными маршрутами: «Согорное – п. Брянский - Довольное», «Баклуши - Согорное – г. Новосибирск». Телефонная сеть МО охватывает 97 номеров, подключен интернет у 21 пользователя. Сотовая связь на всей территории МО доступна.
1.3. Потребительский рынок и услуги
Обеспечением населения товарами повседневного спроса на территории муниципального образования занимаются 6 стационарных магазинов. Бытовые услуги населению на территории МО не развиты
1.4. Жилищно-коммунальное хозяйство
Основной задачей его работы будет являться предоставление жилищно-коммунальных услуг на основе договорных отношений, обеспечение надежной бесперебойной работы, повышения качества предоставляемых услуг.
Общая площадь жилого фонда составила 25,8 тыс. кв.м.
Обеспеченность жильем в расчете на 1 жителя на сегодня имеет в среднем 26,3 кв. м. На территории МО имеется два специализированных хозяйства – МУП п/х Согорнское и МУП «Благоустройство» со среднесписочным составом 12 человек, которые занимаются оказанием жилищно-коммунальных услуг и предоставляют услуги техники. На отопительный сезон принимаются 6 кочегаров-машинистов для работы по обслуживанию котельной на твердом топливе.
Коммунальное хозяйство состоит из 1 котельной, расположенные в с. Согорное, водопровод протяженностью 7,2 км, тепловые сети – 6,6 км, водопроводные колонки – 32 единицы. К системе теплоснабжения всего подключено 54 квартиры, к водоснабжению - 144 потребителя. В 2017 году к системе водоснабжения подключено 4 потребителя. Проведен текущий ремонт котельной и теплосетей. Получен Паспорт готовности теплоснабжающей организации к работе в отопительном периоде 2017-2018 годов. При подготовке к отопительному сезону 2018- 2019 гг. нужно провести следующие работы:
- текущий ремонт тепло-водосетей
- ремонт котельной
- обеспечение твердым топливом населения и котельной
- Ремонт водопроводных колонок
1.5. Социальная сфера
Сохраняется рост денежных доходов населения. За счет повышения пенсий и заработной платы бюджетным организациям
1.6. Здравоохранение
Основная задача здравоохранения на предстоящий период – улучшение показателей здоровья населения и демографической ситуации в поселении. Реализация мероприятий по повышению качества и доступности оказываемой населению бесплатной медицинской помощи будет осуществляться через: стабильную работу фельдшерско-акушерских пунктов поселка Брянский и села Согорное, привлечение к диспансеризации различных категорий населения, пропаганду здорового образа жизни.
Медицинская помощь жителям МО оказывается в 2 ФАПах, где работают 3 человека медперсонала. Укомплектованность работниками составляет 100%. Охват работающего населения профилактическими осмотрами составил 96 % .
1.7. Социальная поддержка населения
В целях осуществления социальной поддержки семей , детей, граждан пожилого возраста, инвалидов и граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, основные действия будут направлены на:
Оказание адресной помощи малообеспеченным семьям с детьми, одиноким престарелым гражданам и инвалидам, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
Работа с семьями будет направлена на :
Формирование здорового образа жизни и профилактику алкоголизма, трудоустройство родителей и занятость детей.
1.8. Культура
Развитию культуры будет содействовать:
Создание условий для сохранения и развития культуры села. Обеспечения доступа всех категорий населения к культурным ценностям, информационным ресурсам библиотек;
Проведение массовых культурных мероприятий, участие в творческих конкурсах.
С целью возрождения традиций, развитие народного творчества и совершенствования культурно - досуговой деятельности планируется:
Организация и проведение мероприятий для всех слоев населения на базе СДК с. Согорное и библиотек. Участие в районных фестивалях, декадах культуры, смотрах и конкурсах художественной самодеятельности, продолжение работы кружков при СДК. Культурно досуговую деятельность ведет Муниципальное казенное учреждение культуры Согорнский сельский Дом культуры, находящиеся в с. Согорное, с численностью работников 8 человека. В течение года работало 2 клубных формирований с количеством участников – 35 чел. Проведено 52 культурно-досуговых мероприятий (в т.ч. дискотеки -115). Работает 5 кружков, количество детей посещающих кружки – 51 чел.
Функционируют 3 библиотеки, в т. ч. 1- школьная. На 2018 год на культуру запланировано в бюджете поселения средств в размере – 3246,7 тыс. руб.
1.9. Физическая культура и спорт
Приоритетным направлением развития физкультуры и спорта на территории Согорнского сельсовета будет создание условий для занятий спортом, для чего проведена работа по обустройству ледовой площадки для занятий спортом в зимнее время. В 2018 г и в последующие годы в целях развития массовой культуры и спорта будут проводиться соревнования среди учащихся и молодежи. На проведение мероприятий по физической культуре и спорту в бюджете поселения на 2018 год предусмотрены средства в объеме - 5000 руб.
1.10 . Бюджетная и налоговая политика
будет направлена на увеличение собственных доходов бюджета поселения, проведение работы по выявлению дополнительных источников доходов бюджета, рост доходов от использования муниципального имущества и земель сельскохозяйственного назначения, повышение эффективности бюджетных расходов. Расходы бюджета будут ориентированы на решение вопросов местного значения. Исполнение бюджета будет осуществляться по казначейской системе, что позволит усилить текущий контроль за использованием бюджетных средств.
Доходная часть в бюджет Согорнского сельсовета на 2018 г. планируется - 9060000 тыс. руб. Собственные доходы - 1446400 тыс. руб. Основную долю доходной части занимают дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности – 6500000 руб., субсидия на подготовку ЖКХ к отопительному сезону – 1113500 руб., субвенция – 100,00 тыс. руб.
Расходная часть бюджета - 9060000 тыс. руб.
1.11. Дорожная деятельность
Для обеспечения круглогодичного и безопасного движения транспортных средств по дорогам поселения приоритетной задачей будет являться сохранение от разрушения действующей сети дорог, ремонт внутри поселковых дорог. В 2018 году планируется ямочный ремонт по ул. Островского, за счет средств местного бюджета. А так же сохранить в нормальном состоянии автодороги местного значения. Выполнение задачи по сохранению автодорог от разрушения планируется осуществить путем:
Своевременного выполнения комплекса работ по содержанию, ремонту дорог, участие в областных программах по дорожному строительству. Сумма, предусмотренная в бюджете поселения на ремонт и содержание автодорог местного значения на 2018 год составит – 800,7 тыс. руб.
1.12. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности
Для обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах поселения предусматривается организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности. Бюджетом поселения будут предусмотрена сумма в 2018 году в размере 10 тыс. руб.
Обеспечению первичных мер по пожарной безопасности будет способствовать:
Разработка, утверждение и исполнение бюджета в части расходов на пожарную безопасность;
Организация работы ДПД;
Обучение населения мерам ПБ и его привлечения к предупреждению и тушению пожаров;
Организация общественного контроля за обеспечением пожарной безопасности на территории поселения.
1.13. Муниципальная служба и местное самоуправление
Для развития системы местного самоуправления на территории сельского поселения планируется:
Повышение квалификации муниципальных служащих ;
Продолжение работы приведению нормативно - правовой базы, регулирующей вопросы организации местного самоуправления в соответствии с изменениями федерального законодательства.
В целях координации деятельности органов местного самоуправления поселения – проведение практических и оперативных совещаний с руководителями предприятий и организаций поселения, совещаний со специалистами служб поселения по различным практическим вопросам.
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ТЕРРИТОРИИ СОГОРНСКОГО СЕЛЬСОВЕТА
Для разработки плана развития поселения был осуществлен анализ имеющихся проблем. Результаты анализа приводятся ниже.
3.1 Анализ развития на территории поселения сельскохозяйственного производства
Таблица 3.1.1.
Сильные (S), слабые (W) стороны, возможности (O) и угрозы (T)
Сильные стороны(S) 1.Земли сельскохозяйственного назначения обрабатываются: Обособленное предприятие «Согорнское» Кудряшовского холдинга. И и/п Француз А.Г. 2.В личных подсобных хозяйствах имеется: - тракторов – 82 шт. - лошадей - 44 головы; - КРС - 647 головы - свиней - 157 голов, - овец и коз - 157 голов; - птицы - 2650 голов. 3.Наличие федеральных и областных программ поддержки отрасли сельского хозяйства 4.Благоприятные природно-климатические условия. 5.Наличие незанятого трудоспособного населения и возможность его вовлечения в сельскохозяйственное производство.
| Слабые стороны(W) 1.Отсутствие крупных сельхозтоваропроизводителей молока, мяса КРС; 2.Неустойчивое финансовое положение с/х производителей 3.Отсутствие сельскохозяйственных потребительских и снабженческо-сбытовых кооперативов; 4.Слабая материально-техническая база личных подсобных хозяйств; 5.Отсутствие крупных ЛПХ, производящих значительные объемы продукции растениеводства и животноводств 6. Низкая закупочная цена на сельхозпродукцию: мясо, молоко, картофель, лук, морковь и др.; 7. Отдаленность рынков сбыта продукции. |
Возможности(O) 1.Рост эффективности сельскохозяйственного производства; 2. Увеличение производства рентабельных сельскохозяйственных культур; 3. Создание крупных личных подсобных хозяйств
| Угрозы (T) 1. Снижение уровня субсидий из областного и федерального бюджетов. 2. Дальнейшее снижение цен на сельскохозяйственную продукцию может привести к снижению объемов производства сельскохозяйственной продукции; 3. Зависимость сельскохозяйственного производства от природных факторов. |
В результате выделяются цели и задачи:
ЦЕЛИ:
1. Повышение эффективности хозяйствования всех товаропроизводителей.
2. Стимулирование развития личных подсобных хозяйств и малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе.
3. Повышение качества жизни сельских тружеников, рост заработной платы, развитие сельской социальной инфраструктуры.
ЗАДАЧИ:
1.Развитие отрасли животноводства. 2. Повышение эффективности использования средств государственной поддержки.
3. Развитие страхования сельскохозяйственных рисков.
4. Поддержка эффективных собственников.
5. Изучение и использование опыта других поселений по развитию сельского хозяйства.
Таблица 3.1.2.
Сильные (S), слабые (W) стороны, возможности (O) и угрозы (T)
Сильные стороны(S) 1.Обеспеченность хозяйствующих объектов и домовладений электроэнергией составляет 100%;
2..Обеспечено централизованным теплоснабжением – 53 объекта, водоснабжением - 144 потребителя. 3.Имеется 34 лампы уличного освещения. 6.Наличие программы предоставления субсидий и льгот гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг. | Слабые стороны(W) 1.Нехватка машин и механизмов для благоустройства территории. 2.Не выделяются денежные средства для исполнения полномочий, переданных согласно 131-ФЗ. 3.Невысокие темпы благоустройства территории. 4. Отсутствие газификации на территории поселения. |
Возможности(О) 1. Расширение сферы услуг ЖКХ. | Угрозы(T) 1.Повышение вероятности возникновения аварий на объектах жилищно-коммунального хозяйства, связанное с нарастающим износом основных фондов. 2. Падение платежеспособности населения и предприятий и рост их задолженности по предоставляемым услугам ЖКХ. 3. Высокие темпы роста тарифов на электроэнергию, газ, воду, вывоз и утилизацию ТБО. 4. Снижение объемов бюджетного финансирования. 5.Увеличение доли ветхого и аварийного жилья. |
В результате выделяются цели и задачи:
Цели:
1.Повышение объемов и качества предоставляемых коммунальных услуг.
2.Обеспечение высокой степени благоустройства территории поселения.
Задачи:
1.Проведение сбора бытовых отходов на всех улицах населенных пунктов.
2.Привлечение средств предприятий и населения для проведения работ по благоустройству территорий поселения.
3.4. Анализ развития потребительского рынка поселения
Таблица 3.1.4.
Сильные (S), слабые (W) стороны, возможности (O) и угрозы (T)
Сильные стороны(S) 1.Наличие торговой сети по продаже населению товаров повседневного спроса. 2.Устойчивые темпы роста объема розничного товарооборота.
| Слабые стороны (W) 1.Отсутствие в населенных пунктах поселения комплексных приемных пунктов. 2. Неполная удовлетворенность потребительского спроса населения, узкий ассортимент непродовольственных товаров, отсутствие торговых предприятий по продаже промышленных товаров, сложной бытовой техники. 3.Низкое качество обслуживания в отдельных предприятиях. 4.Отсутствие торговой точки в п.Брянский.. 5.Отсутствие предприятий общественного питания . |
Возможности (О) 1.Максимально возможное удовлетворение населения различными видами услуг общественного питания, бытового и торгового обслуживания. 2.Создание в отдаленных населенных пунктах предприятий торговли. 3. Обеспечение высокого качества обслуживания населения. | Угрозы(T) 1.Падение платежеспособного спроса населения. 2.Невысокая численность населения. |
В результате выделяются цели и задачи:
ЦЕЛИ:
1.Достижение устойчивых темпов роста объемов розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания.
2.Повышение качества обслуживания населения.
ЗАДАЧИ:
1.Формирование структуры потребительского рынка с учетом потребностей населения.
2.Открытие в населенных пунктах новых предприятий:
- комплексного приемного пункта, оказывающего следующие виды бытовых услуг: по пошиву и ремонту швейных изделий, ремонт обуви, ремонт бытовой техники.
2.Создание благоприятного климата для притока инвестиций на развитие сферы торговли, общественного питания, бытовых услуг.
3.7. Анализ развития здравоохранения на территории поселения
Таблица 3.7.1.
Сильные (S), слабые (W) стороны, возможности (O) и угрозы (T)
Сильные стороны (S) 1. Наличие двух фельдшерско-акушерских пунктов, их хорошее материально-техническое состояние. 2. Наличие высококвалифицированных фельдшеров. 3. Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье». 4. Повышение социальной защищенности медицинских работников.
| Слабые стороны (W) 1.Высокий уровень заболеваемости населения 2.Низкая средняя продолжительность жизни населения. 3.Высокая смертность в трудоспособном возрасте. 4.Отсутствие аптечного пункта п. Брянский. |
Возможности(О) 1.Обеспечение реализации мероприятий по увеличению продолжительности жизни населения за счет сокращения заболеваемости. 2.Дальнейшее укрепление материально-технической базы. 3.Усиление работы по повышению квалификации медицинских кадров. | Угрозы (T) 1. Снижение уровня финансирования сферы здравоохранения на государственном и республиканском уровнях. |
В результате выделяются цели и задачи:
ЦЕЛИ:
2.Повышение качества предоставляемых медицинских услуг.
3.Совершенствование профилактической направленности учреждений здравоохранения.
4.Снижение уровня смертности в трудоспособном возрасте.
ЗАДАЧИ:
1.Повышение квалификации медицинских работников и привлечение молодых специалистов на село.
2.Повышение эффективности использования средств, предоставленных в рамках реализации национального проекта «Здоровье».
3.Дальнейшее укрепление материально-технической базы ФАП.
4. действующий аптечный пункт.
3.8. Анализ демографического развития поселения
Таблица 3.8.1.
Сильные (S), слабые (W) стороны, возможности (O) и угрозы (T)
Сильные стороны (S) 1.Устойчивые темпы повышения уровня жизни населения сельского поселения.
| Слабые стороны (W) 1. Устойчивая тенденция снижения численности сельского населения. 2. Высокий уровень смертности, особенно среди мужчин в трудоспособном возрасте. 3. Низкий уровень рождаемости. 4. Неподготовленность молодежи к семейной жизни. 5. Рост нерегистрируемых браков. 6. Старение населения. 7. Отток трудоспособного населения в города.
|
Возможности (О) 1. Пропаганда семейных ценностей и здорового образа жизни. 2.Повышение качества и уровня жизни населения за счет его обеспечения трудоустройством и соответствующего социального обслуживания. 3.Закрепление трудоспособного населения и молодежи путем создания дополнительных рабочих мест.
| Угрозы (T)
2.Рост доли населения пенсионного возраста увеличит расходы на пенсионное, социальное и медицинское обслуживание. 3.Массовый отток трудоспособного населения в города усугубит демографическую ситуацию в поселении. |
В результате выделяются цели и задачи:
ЦЕЛИ:
1.Стабилизация численности населения поселения и формирование предпосылок к последующему росту.
2.Повышение средней ожидаемой продолжительности жизни.
3.Повышение миграционного прироста.
ЗАДАЧИ:
1.Переход к социальным нормам среднедетности (3-4 ребенка в семье).
2.Создание условий для преодоления негативных тенденций в демографических процессах, сохранение количественного и увеличение качественного роста населения.
3.Осуществление мероприятий, направленных на укрепление семейных традиций.
3.9. Анализ развития культуры на территории поселения
Таблица 3.9.1.
Сильные (S), слабые (W) стороны, возможности (O) и угрозы (T)
Сильные стороны (S) 1. Наличие сельского клуба, дает возможность организации культурного досуга населения. 2. Наличие квалифицированных кадров для организации и проведения культурно-просветительской работы.
| Слабые стороны (W) 1. Слабая социальная защищенность работников культуры и искусства. 2.Устаревшая материально-техническая база Согорнского СДК.
|
Возможности (О) 1.Увеличить финансирование сферы культуры с целью модернизации материально-технической базы. 2.Пропаганда кружковой деятельности и художественной самодеятельности среди молодежи | Угрозы (T) 1.Снижение уровня финансирования сферы культуры и торможение темпов ее дальнейшего развития. |
В результате выделяются цели и задачи:
ЦЕЛИ:
1.Укрепление материально-технической базы учреждения культуры.
2.Повышение социальной защищенности работников культуры и искусства и степени привлекательности профессии.
3.Повышение степени охвата населения организованным досугом.
ЗАДАЧИ:
1. Сохранение культурной самобытности и наследия поселения, преемственности традиций.
2. Поиск инновационных форм культурного обслуживания населения.
3.10. Анализ развития образования на территории поселения
Таблица 3.10.1.
Сильные (S), слабые (W) стороны, возможности (O) и угрозы (T)
Сильные стороны (S) 1. Обеспеченность кадрами и их достаточно высокий профессиональный уровень. 2. Действует система социальной поддержки учащихся (питание, отдых, поддержка детей ). 3. Реализация приоритетного национального проекта «Образование». | Слабые стороны (W) 1. Наличие собственных педагогических кадров, в том числе руководителей образовательных учреждений. 2. Слабая инвестиционная привлекательность сферы образования.
|
Возможности (О) 1. Повышение эффективности использования существующей материально-технической базы и ее развитие. 2. Совершенствование оплаты труда педагогических работников в соответствии качеством знаний учащихся. 3. Привлечение внебюджетных средств в образовательную сферу. | Угрозы (T) 1. Снижение количества учащихся, ликвидация малокомплектных школ.
|
В результате выделяются цели и задачи:
ЦЕЛИ:
Создание оптимальных условий для обеспечения доступного, качественного и конкурентоспособного образования для всех слоев населения сельского поселения вне зависимости от места жительства и доходов.
ЗАДАЧИ:
1. Удовлетворение разнообразных образовательных потребностей детей и молодежи в рамках дошкольного, школьного образования.
2. Укрепление материально-технической базы и ресурсного обеспечения системы образования.
3.11. Анализ развития физической культуры и спорта на территории поселения
Таблица 3.11.1.
Сильные (S), слабые (W) стороны, возможности (O) и угрозы (T)
Сильные стороны (S) 1. Имеется 2 детские спортивные площадки, 1 оборудованная площадка для детей дошкольного возраста. 2. Популярность спорта среди молодежи на территории сельского поселения и района. 3. Организация и проведение внутрирайонных соревнований и соревнований среди молодежи и трудящихся села. 4. Ежегодное проведение межпоселенческих спартакиад. | Слабые стороны (W) 1.Низкая материально-техническая база. 2.Смена жизненных приоритетов молодого поколения в сторону снижения спортивной активности. 3.Невысокая численность населения. 4.Отсутствие специализированных спортивных заведений. |
Возможности (О) 1. Повышение квалификации имеющихся кадров работающих в отрасли физического воспитания и спорта, используя все возможные формы обучения: курсы, семинары, круглые столы. | Угрозы (T) 1. Снижение интереса различных слоев населения к занятиям физической культуры и спорта. |
В результате выделяются цели и задачи:
ЦЕЛИ:
1. Повышение интереса к занятиям физкультурой и спортом.
2. Внедрение технологии мониторинга состояния здоровья, физического развития и двигательной подготовленности различных слоев населения.
ЗАДАЧИ:
1. Укрепление материально-технической базы и ресурсного обеспечения.
2. Увеличения количества проводимых спортивных мероприятий
3.12. Анализ развития молодёжной политики на территории поселения
Таблица 3.12.1.
Сильные (S) слабые (W) стороны, возможности (О) и угрозы (Т)
Сильные стороны (S) | Слабые стороны (W) 1. Отсутствие специалистов по молодёжной политике в поселениях. 2 Отток молодёжи из сельских поселений в виду отсутствия рабочих мест. |
Возможности (O) 1. Внедрение мониторинга положения молодёжи в районе. 2. Создание поселенческого молодёжного общественного объединения. | Угрозы (T) 1. Повышение уровня преступности в молодёжной среде. 2. Снижение политической активности молодёжи. 3. Повышение употребления спиртных напитков молодыми людьми. |
В результате выделяются цели и задачи:
ЦЕЛИ:
1.Обеспечение информированности о работе молодёжных общественных объединений района и доступности вступления в них.
2.Внедрение технологии мониторинга положения молодёжи.
ЗАДАЧИ:
1.Увеличение количества и качества молодёжных мероприятий.
Анализ окружающей среды и природопользования на территории поселения
Таблица 3.13.1.
Сильные (S), слабые (W) стороны, возможности (O) и угрозы (T)
Сильные стороны (S) 1.Несейсмоопасная зона. 2.Наибольшее распространение получили чернозёмы. 3.Обеспеченность питьевой водой из подземных источников. 4.Достаточно благоприятная экологическая обстановка. | Слабые стороны (W) 1. Низкий уровень экологического воспитания жителей. 2. Неэффективный экологический контроль. 3.Юридическая недисциплинированность предприятий в части экологического законодательства.
|
Возможности (О) 1. Повышение качества и эффективности экологического контроля. 2.Проведение программ повышающих уровень экологических знаний населения и предприятий. 3.Рациональное использование природных ресурсов.
| Угрозы (T) 1. Увеличение уровня воздействия на окружающую среду при вводе новых промышленных и сельскохозяйственных предприятий работающих с применением химии. 2. Потеря площадей земель сельскохозяйственного назначения и снижение плодородия почв. 3. Загрязнение поверхностных вод и подземных источников. |
В результате выделяются цели и задачи:
ЦЕЛИ:
1. Рациональное использование природной окружающей среды.
ЗАДАЧИ:
1.Улучшение качества окружающей природной среды.
2.Предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую природную среду.
3.Ликвидация вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую природную среду.
4.Поддержка особо охраняемых территорий.
5.Повышение степени значимости экологического образования и воспитания.
3.14. Анализ транспортной инфраструктуры поселения
Таблица 3.14.1.
Сильные (S), слабые (W) стороны, возможности (O) и угрозы (T)
Сильные стороны (S) 1.Наличие остановочных пунктов – 3 ед. 2.Наличие автобусного маршрута Довольное – Согорное – п.Брянский – Довольное. Баклуши – Согорное – Новосибирск. 3.Общая протяженность дорог – 21,6 км, в том числе: - со щебеночным покрытием – 7,2 км - с грунтовым покрытием – 14,4 км
| Слабые стороны (W) 1.Низкая обеспеченность дорогами с твердым покрытием внутри поселения.
|
Возможности (О) 1.Участие в программах связанных с ремонтом и строительством автодорог на территориях поселений | Угрозы (T) 1.Рост цен на топливо и запасные части, что приведет к ухудшению финансово-экономического состояния Доволенского автотранспортного предприятия, срывам графиков движения автобусов, уменьшение количества выполняемых рейсов |
В результате выделяются цели и задачи:
ЦЕЛИ:
1.Использовать все имеющиеся возможности и разработать наиболее эффективные мероприятия, направленные на повышения качества транспортных услуг для населения.
ЗАДАЧИ:
1.Обеспечение доступности транспортных услуг для населения.
2.Строительство уличных дорог в населенных пунктах.
3.15. Анализ развития трудовых ресурсов поселения
Таблица 3.15.1.
Сильные (S), слабые (W) стороны, возможности (O) и угрозы (T)
Сильные стороны (S) 1. На территории поселения проживает 468 человек трудоспособного населения.
| Слабые стороны (W) 1. Отток кадров в город с более высоким уровнем заработной платы. 2. Высокий уровень безработицы 3.Из общей численности трудоспособного населения в экономике поселения занято лишь 267 чел. или 57% |
Возможности (О) 1. Наличие резервов трудовых ресурсов. 2. Развитие существующих предприятий и создание новых предприятий для обеспечения полной занятости населения. | Угрозы (T) Снижение темпов роста экономики и дальнейшее усугубление ситуации с занятостью населения. |
В результате выделяются цели и задачи:
ЦЕЛЬ:
1.Обеспечение полной занятости населения.
ЗАДАЧА:
1. Развитие существующих предприятий и создание новых для обеспечения полной занятости населения.
3. Стратегия и возможности развития Администрации Согорнского сельсовета
Итоговый SWOТ – анализ
Анализ сильных и слабых сторон по отраслям позволяет сформулировать итоговый стратегический анализ социально-экономического развития поселения в целом.
Таблица 4.1.
SWOТ анализ социально-экономического развития поселения в целом
Сильные (S), слабые (W) стороны, возможности (O) и угрозы (T)
Сильные стороны (S) 1. Наличие хозяйствующих субъектов различных форм собственности и отраслевой принадлежности. 2. Благоприятные условия для ведения сельского хозяйства. 3. Наличие дорог с твердым покрытием и развитое транспортное сообщение. 4. Стабильные темпы развития малого бизнеса и рост числа занятых в сфере малого бизнеса. 5. Наличие программ предоставления субсидий и льгот гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг. | Слабые стороны (W) 1. Бюджет поселения не является самодостаточным. 2. Недостаточная налогооблагаемая база для выполнения полномочий в соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления». 3. Имеющееся сельхозпредприятие не занимается животноводством, поэтому имеется проблема с занятостью трудоспособного населения. 4. Отсутствие крупных личных подсобных хозяйств, обрабатывающих значительные площади земель и производящие большие объемы животноводческой продукции. 5. Высокий уровень заболеваемости населения и смертности в трудоспособном возрасте. |
Возможности (О) 1. Улучшение демографической ситуации и стабилизация количества трудовых ресурсов. 2. Повышение инвестиционной привлекательности поселения. 3. Рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней в связи с ростом субъектов малого бизнеса. 4. Повышение эффективности использования существующей материально-технической базы и ее развитие. | Угрозы (T) 1. Увеличение нагрузки на компоненты окружающей природной среды. 2. Усиление социального неравенства и расслоения населения. 3. Снижение качества жизни населения может привести к ухудшению демографической ситуации. |
4. Социально-экономические проблемы Согорнского сельсовета
4.1. Проблемы экономического характера
Значительной проблемой является высокая дотационность бюджета Согорнского сельсовета. Так собственные доходы бюджета составляют всего лишь 26% его доходной части.
Налоговая база по плате за землю сформирована не полностью. Не до конца выявлены собственники недвижимого имущества. Не зарегистрированы права собственности на имущество физических лиц, и соответственно, отсутствуют основания к привлечению их к налогообложению. Решение данных проблем создаст возможности Согорнского сельсовета в увеличении доходной части бюджета.
4.2. Проблемы социального характера
Основной социальной проблемой является нестабильная демографическая ситуация - смертность превышает рождаемость. Число умерших в Согорнском сельсовете в течении последних 10 лет превышает число родившихся. Настораживает продолжающийся процесс старения населения. Доля населения пенсионного возраста в сельском поселении на 01.01.2017 года составляет 36,7 %.
В современных условиях происходит дальнейшее понижение уровня жизни сельского населения по отношению к городскому. Низкая привлекательность условий и характера сельского уклада жизни приводит к чрезвычайно острой проблеме – оттоку молодого поколения из села.
На демографической ситуации поселения продолжают сказываться последствия системных кризисов, которые переживает как Россия в целом, так и в Доволенском районе. На уровне рождаемости отражается влияние рыночной экономики, а также нового типа репродуктивного поведения, при котором главным определяющим фактором стало внутрисемейное регулирование деторождения (1-2 ребенка в лучшем случае в семье).
Миграционные процессы оказывают влияние на улучшение демографической ситуации и частично компенсируют естественные потери населения.
4.3. Экологические проблемы
Важно уделять особое внимание экологическим проблемам, чтобы обеспечить населению комфортные условия проживания.
4.4. Инфраструктурные проблемы
Сложившаяся в Согорнском сельсовете нестабильная демографическая ситуация и наметившаяся тенденция оттока молодежи адекватно отражают существующие инфраструктурные проблемы. А именно: проблемы несовершенной материально-технической базы и недостаточные объемы финансирования социальной сферы, улучшения обеспечения сельских жителей различными видами услуг социально-культурного и бытового назначения.
4.5 Вывод
Программа социально- экономического развития поселения до 2020 года разработана для решения имеющихся проблем с учетом существующих и прогнозируемых возможностей.
Миссия Согорнского сельсовета – содействие социально-экономическому развитию поселения с целью устойчивого роста качества жизни населения.
В основе качества жизни населения лежат:
- наличие у людей хорошей работы и достойной заработной платы;
- возможность пользоваться гарантированными качественными услугами здравоохранения и социального обеспечения;
- существование нормальных условий для рождения и воспитания детей;
- хорошее жилье;
- общественная безопасность;
- политическая стабильность;
- образовательные, культурные и досуговые возможности;
- качество окружающей среды.
Главная цель реализуется через мобилизацию экономической активности поселения и повышение эффективности использования их ресурсов путем:
- содействия развитию эффективного производства отраслей экономики;
- формирование благоприятной социальной среды, обеспечивающей всестороннее развитие личности на основе образования, культуры, здорового образа жизни;
- улучшение качества оказываемых услуг на основе развития рыночных отношений и малого бизнеса;
- улучшение среды обитания путем устойчивого функционирования и развития инфраструктуры и системы жизнеобеспечения поселения;
- улучшение экологической обстановки.
5. Приоритеты развития Согорнского сельсовета
5.1. Улучшение демографической ситуации, создание системы управления человеческими ресурсами, обеспечение занятости населения
Целью демографической политики поселения является стабилизация численности населения поселения и формирование предпосылок к последующему росту:
- восстановление рождаемости в репродуктивном возрасте до уровня, обеспечивающего простое воспроизводство населения (до двух рожденных детей в среднем на одну женщину, или 2,4 - 2,5 рожденных детей в среднем на одну супружескую пару) и сокращение числа разводов;
- повышение средней ожидаемой продолжительности жизни до 70 лет у мужчин и 80 лет - у женщин.
На основе реализации основных направлений демографической политики приоритетными являются задачи по повышению рождаемости и укреплению семьи:
- переход от господствующих социальных норм малодетности к социальным нормам среднедетности (3 - 4 ребенка в семье), повышение престижа благополучной семьи;
- реальное повышение общественной значимости труда родителей по воспитанию детей;
- формирование гражданской, подлинно патриотической позиции в отношении необходимости повышения рождаемости;
- создание для семей комфортных условий жизнедеятельности, возможности воспитания в них нескольких детей;
- создание для женщин возможности (в отношении доходов, пенсии, общественного мнения и др.) выбора между работой дома и работой вне дома;
- повышение ценности семьи и брака, значимости семейных ценностей, традиций, формирование ориентации на вступление в брак и его регистрацию.
5.2. Повышение качества жизни населения Согорнского сельсовета. Учитывая сложность и многогранность проблемы, достижение качественных результатов – процесс достаточно длительный.
Улучшение качества жизни населения будет выражаться в повышении уровня доступности и обеспеченности услугами социальной сферы обслуживания, культурно-просветительских, спортивно-оздоровительных, жилищно-коммунальных услуг, наличие собственной благоустроенной жилплощади.
Важнейшую роль будет играть повышение качества инженерной инфраструктуры (водоснабжение, газоснабжение.), расширение возможности мест приложения труда в различных отраслях экономики сельского поселения.
Проведение культурно - просветительской работы будет направлено на организацию и обеспечение досугом населения разных возрастных групп. Будет продолжена традиция проведения дней села, различного рода конкурсов.
5.3. Развитие малого бизнеса, улучшение условий предпринимательской деятельности.
В условиях роста потребительского спроса населения сельского поселения вопрос задействования ресурса малого бизнеса приобретает особую значимость.
Во-первых, развитие малого бизнеса создаст условия для организации новых рабочих мест.
Во-вторых, является важным фактором ускорения экономического роста и улучшения социального климата в обществе.
В-третьих, расширяется конкурентная среда и, соответственно, возможность обеспечения жителей поселения товарами и услугами приемлемого качества и цены.
Основной задачей малого предпринимательства станет удовлетворение платежеспособного спроса населения. При этом будет наблюдаться повышение интереса субъектов малого предпринимательства к сфере бытовых услуг, организации молодежного досуга.
6. Этапы реализации плана
Реализация плана предполагает следующие этапы:
I Этап. Подготовка проекта плана.
Предполагает изучение социально-экономического положения территории Согорнского сельсовета, проблем, возможностей, определение миссии, приоритетов развития.
II Этап. Рассмотрение и утверждение плана развития.
Проект рассматривается на сессии Совета Депутатов Согорнского сельсовета и с учетом корректировки, утверждается им.
III Этап. Разработка новых программ, соответствующих приоритетным целям и задачам.
Данный этап предполагает разработку новых программ социально-экономического развития Согорнского сельсовета по отраслям, сферам и секторам с учетом приоритетных задач и целей.
IV Этап. Разработка системы контроля над эффективностью реализации программ.
Данный этап предусматривает совершенствование системы контроля за ходом выполнением программ и оптимизации их реализации.
V Этап. Определение механизмов реализации программ.
Направлен на анализ ресурсной базы и способов ее наилучшего использования.
VI Этап. Обеспечение реализации плана необходимой нормативно-правовой базой.
Реализация плана должна быть отражена в соответствующих нормативно-правовых актах, закрепляющих юридические основы выполнения программ.
VII Этап. Реализация мер по выполнению плана.
Предполагает выполнение поставленных программами задач.
VIII Этап. Проведение мониторинга реализации плана.
Осуществление мониторинга и контроля за выполнением планов, своевременная корректировка плановых показателей в случае изменения внутренней и внешней среды.
IX Этап. Оптимизация задач и дальнейшая реализация программ.
После проведения мониторинга и выявления проблем реализации плана необходимо разработать меры по их устранению, то есть оптимизировать задачи и с учетом корректировки продолжить выполнение плана.
Глава Согорнского сельсовета А.В.Асеев
← Все сессии Совета депутатов Согорнского сельсовета Доволенского района Новосибирской области ←